Касса  +7 (495) 629 37 39

По традиции, летом «Театрал» подводит итоги минувшего сезона. Как и всегда, мы попросили экспертов отметить главные события, разочарования и тенденции. Сегодня – итоги доцента ГИТИСа. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни.

Павел Руднев:
 
- Главный сюжет сезона - это подъем Театра им. Маяковского, который тяжело, не без потерь, эволюционно восстанавливался несколько лет. Художественный руководитель Миндаугас Карбаускис подбирал различные стратегии и теперь нашел точную интонацию - у своего земляка Марюса Ивашкявичуса, одного из самых заметных драматургов мира сегодня.
 
В спектакле «Изгнание» (на фото) зашифрована личная боль режиссера – устами своего героя он, быть может, впервые признается публике в персональных чувствах: как непросто жить в чужой стране, как быть чужаком и воспринимать забытый язык как буквально тело, страсть, по нехватке которых тоскуешь. Таких цельных, мужских героев, каким Бен получился у Вячеслава Ковалева, в театральной Москве трудно сыскать. Не менее значителен и спектакль Никиты Кобелева по «Человеку, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса – театр в наше вновь беспощадное к человеку время говорит о самом важном: человек – хрупкая флейта, с ним надо обходиться максимально бережно. Не взирая на тоталитарный XX век, лучшее, что изобрела наука в это время, - психоаналитические техники, оправдавшие и защитившие сложность человека.
 
Интересным был и сезон Театра наций, в котором выделяется спектакль Марата Гацалова и Ксении Перетрухиной «Дыхание». Пьеса Дункана Макмиллана действует как обжигающий напиток, выводя зрительный зал из сиюминутной политической повестки в космические масштабы, заговаривает о сокращении потребления и о человеческой жизни, которая убивает вселенную.
 Художественный мир постановки демонстрирует нам контакт между драматическим театром и инсталляцией: идея воспроизводства лишних вещей соединяется с пониманием того, что причиной расточительства является страсть, влечение, учащенное дыхание. Сложный, концептуальный спектакль на тему, о которой русская культура заговаривает редко. 
 
Из нестоличной афиши я выделил бы «Фальшивый купон» Николая Коляды - спектакль, дающий через классику анализ современной ситуации и предлагающий действенный отказ личности от цепочки зла. И, безусловно, быть может, самое крупное впечатление сезона - «Губернатор» Андрея Могучего в БДТ, с которого русский театр вошел в 2017 год, год столетия октябрьского переворота. Давая жуткую картину дисфункции общества перед революцией, применяя сильные приемы нового театра, безжалостный к зрителю, Андрей Могучий задает самый сущностный сегодня для нашего самосознания вопрос: способно ли общество отказаться от насилия?
 
В социальном плане событием сезона стало выступление Константина Райкина на съезде СТД РФ: после такого сильного эмоциального удара от одного из самых художественно безупречных величин русского театра сегодняшняя волна запрещений и доносительства, идущая от чиновников, более не сможет воздействовать так огульно и безаппеляционно. Очень важно осознавать, что театральное общество способно к солидарности, консолидации в сложную минуту, что было доказано и в деле «Гоголь-центра».
 
Лично мне хватило времени, чтобы охватить всё пестрое многообразие отечественного театра.
 
Мне кажется, что театр вступил в новую фазу изменения и усложнения своего языка. Закончился очень важный период конца 1990-х - 2000-х - поиска правдопободия, натурализма, документальности, и театр начинает нарабатывать более сложный метафорический и мультижанровый язык. В этом смысле главное событие этой «Золотой Маски» для меня – это работа на обновление театрального языка, которую ведет композитор Александр Маноцков. Его музыка не обслуживает режиссерское задание, а задает параметры постановки, предлагает особые правила игры. «Гроза» (реж. Андрей Могучий, БДТ, Санкт-Петербург) и «Снегурочка» (реж. Галина Пьянова, театр «Старый дом», Новосибирск) – прямой ответ на актуальную дискуссию о консерватизме и модернизме. Музыка Маноцкова сообщает артистам старинные формы театральности – языческий ритуал, культура ярмарки, заплачки. Но это нисхождение в архаику оказывается походом за предельной модернизацией высказывания. Старина, старые формы культуры вовсе не так комфортны и благостны, как об этом мыслит современное сознание.
 
В новосибирских «Трех сестрах» (на фото) Тимофей Кулябин изобретает для артистов новый язык. Чтобы обновить смысл затертых слов, артисты говорят на языке глухих, но преобразованном для театра, где оказываются существенными пластическая выразительность рук, нестереотипная мимика, умение кричать без крика.
 
Поиски нового языка через перемонтаж известных кинолент и литературных текстов осуществляет крайне интересный мастер визуального театра, режиссер Максим Диденко.

Меняется и современная пьеса – в этом сезоне появились два неожиданных текста, не имеющих аналогий в отечественной драме. В дебютной пьесе прозаика Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» полиция перенимает тренды современного искусства, использует аргументы современного художника - ?об уважении к повседневности, об интересе к реальности. Юлия Поспелова в пьесе «Говорит Москва» и других своих текстах экспериментирует с белым стихом, где смыслы высекаются не только из смысла слов и композиционных приемов, но и из порядка слов, их ритмического сочетания, хорового начала. «Говорит Москва» - рассказ об отнятом детстве, о детстве без детского счастья.


ТОП-10
СПЕКТАКЛЬ 
1. "Изгнание" Марюса Ивашкявичуса, реж. Миндаугас Карбаускис, Театр им. Маяковского
2. "Дыхание" Дункана МакМилана, реж. Марат Гацалов, Театр наций
3. "Царь Эдип" Софокла, реж. Римас Туминас, Театр им. Вахтангова
4. "Чапаев и Пустота" по Виктору Пелевину, реж. Максим Диденко, театр "Практика"
5. "Сто лет одиночества" по Габриэлю Маркесу, реж. Егор Перегудов, ГИТИС, курс Сергея Женовача
6. "Человек, который принял свою жену за шляпу" по Оливеру Саксу, реж. Никита Кобелев, Театр им. Маяковского
7. "Человек из Подольска" Дмитрия Данилова, реж. Михаил Угаров, Театр.doc
8. "Наш класс" Тадеуша Слободзянека, реж. Наталья Ковалева, Театр им. Вахтангова
9. "Барабаны в ночи" Бертольта Брехта, реж. Юрий Бутусов, Театр им. Пушкина
10. "Ахматова. Поэма без героя", реж. Кирилл Серебренников и Алла Демидова, Гоголь-центр

АКТЕРСКИЕ РАБОТЫ 
1. Людмила Трошина и Роман Шаляпин в "Дыхании"
2. Вячеслав Ковалев - Бен, Анастасия Дьячук - Эгле, Иван Кокорин - Вандал в "Изгнании"
3. Дмитрий Захаров - Чичиков в спектакле "...Души" по Николаю Гоголю, реж. Федор Малышев, Мастерская Петра Фоменко
4. Елизавета Боярская - Сашенька и Чулпан Хаматова - Сарра в "Иванове" Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Театр наций
5. Виктор Добронравов - Эдип и Эльдар Трамов - Креонт в "Царе Эдипе"
6. Юлия Силаева и Алексей Золотовицкий в "Человеке, который принял свою жену за шляпу"
7. Полина Кузьминская и Максим Севриновский в "Нашем классе"
8. Ингеборга Дапкунайте - Марион Диксон в "Цирке" по фильму Григория Александрова, реж. Максим Диденко, Театр наций
9. Игорь Стам - первый полицейский в "Человеке из Подольска"
10. Алексей Вертков - Воланд в "Мастере и Маргарите" по Михаилу Булгакову, реж. Сергей Женовач, Студия театрального искусства

ПЬЕСЫ ГОДА (помимо уже представленных спектаклями) 
1. "Говорит Москва" Юлии Поспеловой
2. "Мама, мне оторвало руку" Маши Конторович
3. "Вдох-выдох" Юлии Тупикиной
4. "Кодекс курильщика" Константина Стешика
5. "С училища" Андрея Иванова
6. "Март и Слива" Екатерины Бизяевой
7. "Время сбора плодов" Игоря Яковлева
8. "Мойры Петроградского района" Константина Федорова
9. "Пистис, эльпис, агапэ" Альбины Гумеровой
10. "Ракитянка" Романа Дымшакова

СПЕКТАКЛИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОСКВЫ (те, что видел в этом сезоне) 
1. "Губернатор" по Леониду Андрееву, реж. Андрей Могучий, БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург
2. "Три сестры" Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Красный факел, Новосибирск
3. "Снегурочка" Александра Маноцкова, реж. Галина Пьянова, Старый дом, Новосибирск
4. "Гроза" Александра Островского, реж. Андрей Могучий, БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург
5. "Фальшивый купон" по Льву Толстому, реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург
6. "Ворон" Карло Гоцци, реж. Николай Рощин, Александринский театр, Санкт-Петербург
7. "Пацанские рассказы" по Захару Прилепину, реж. Данил Чащин, Театр драмы, Канск Красноярского края
8. "Кроличья нора" Дэвида Линдси-Эбейра, реж. Денис Хуснияров, "Мастеровые", Набережные Челны, Татарстан
9. "Затейник" Виктора Розова, реж. Александр Ряписов, "Поиск", Лесосибирск Красноярского края
10. "Братья Карамазовы" по Федору Достоевскому, реж. Лев Эренбург и Вадим Сквирский, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

СЦЕНОГРАФИЯ
1. Ксения Перетрухина - "Дыхание"
2. Александр Шишкин - "Губернатор"
3. Николай Рощин - "Ворон"
4. Адомас Яцовскис - "Царь Эдип"
5. Мария Трегубова - "Цирк"
6. Вера Мартынов, Светлана Грибанова - "Гроза"

ПЕРСОНА ГОДА
Композитор Александр Маноцков

ГЕРОЙ ГОДА
Константин Райкин

СОБЫТИЕ ГОДА
Уход Геннадия Дадамяна
P.S. Про спектакли МХТ и Школы-студии МХАТ не пишу, так как работаю в этих театрах.