В Театре наций состоялась премьера спектакля «Горбачев» латвийского режиссера Алвиса Херманиса. На сцене всего два актера: Евгений Миронов играет Михаила Сергеевича, его жену – Чулпан Хаматова. Решили разобраться, почему все обсуждают ее удивительное сходство с Раисой Максимовной.
В начале спектакля Миронов и Хаматова как будто ничего не играют: они говорят о смерти Раисы от третьего лица, а потом прямо на глазах у зрителя готовятся к своим ролям: Миронов отрабатывает горбачевский смех, а Хаматова – круглые гласные. Гримируются актеры тоже прямо на сцене. Эта часть – практически единственная в спектакле, где они общаются между собой.
Большую часть действа актеры говорят по очереди и уже от имени своих персонажей. Сначала о детстве, потом о первой встрече, затем о политике. Во втором акте сходство достигает практически 100 %: в какой-то момент зритель забывает, что перед ним актеры, и видит Раису Максимовну и Михаила Сергеевича.
Если Миронов ближе к финалу применяет пластический грим (читай: надевает маску, причем делает это прямо на сцене), то Хаматова меняет только одежду и парики.
Спектакль идет три часа, но на протяжении всего действа в зале слышны перешептывания «как похожи». Главной линией остаются отношения в паре: не упоминается даже появление дочери. Описание исторических событий опускается, на первом плане – чувства и реакции.
Несмотря на название спектакля, его главная героиня – именно Раиса Максимовна. В конце второго акта реплики Горбачева объясняют ее действия и состояние. Миронов превращается в своеобразное зеркало, отражающее состояние Раисы.