В субботу, 10 октября, в Театре Наций пройдет премьера спектакля Алвиса Херманиса «Горбачев» о жизни и любви первого президента СССР Михаила Горбачева. Главные (и единственные) роли в нем исполнят Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Полина Садовникова поговорила с художницей по костюмам Викторией Севрюковой о том, как создавался стиль первой леди.
О СОЗДАНИИ КОСТЮМОВ
Мы начали работать над спектаклем в самый карантин, в апреле. Тогда все погрузились во все возможные источники: воспоминания самой Раисы Максимовны Горбачевой и воспоминания современников. Репетиции проходили онлайн, и на каждой из них были все, кто работал над постановкой. Работа над этим спектаклем — необычно долгий процесс для театрального костюма, потому что обычно люди встречаются, договариваются, расходятся и встречаются еще раз только накануне премьеры. Самая главная проблема заключалась в том, что артисты на протяжении трех часов остаются на сцене. Переодеваются они прямо на глазах у зрителей. Нужно было отразить в костюмах все главные пласты истории, которые захватила жизнь Горбачевых, причем так, чтобы это было практически незаметно глазу.
Раиса Горбачева надевает эту шапку как корону. Это знак — она стала царицей. Меховые шапки в этой сцене становятся символами власти.
Чулпан Хаматова в плаще и с прической бабетта — точное попадание в стиль 1960-х. Тогда Горбачевы жили в маленькой квартирке в Ставрополье, для них это было временем безденежья. Но несмотря на это Раиса Максимовна была модницей, поэтому мы сделали намек на силуэты 1960-х, на оттепель. Так мы пытались превратить Чулпан Хаматову в Беллу Ахмадулину, девушку той эпохи.
Модницу Раису Максимовну, которую многие ненавидели за роскошные наряды, мы, по сути, не показываем. Из спектакля исключены годы правления Горбачева — есть только до и после. Мы сделали все, чтобы подвести к моменту, когда Раиса Горбачева станет иконой стиля, ненадолго забыть об этом и показать, что было дальше. Это была задумка режиссера, и я его полностью поддерживаю, потому что спектакль не посвящен Горбачеву у власти. Нас интересовало то, как появился Горбачев, который позволил свободе прийти на территорию Советского Союза. Лично с Михаилом Горбачевым я не общалась. У меня была видеозапись его рассказа о Раисе да и он часто говорил о ней в документальных фильмах. Раиса Максимовна постоянно была в кадре. Однажды я лично видела ее, когда в Москве проходила выставка Ива Сен-Лорана. Она ходила рядом с ним и рассказывала Иву о его же платьях, не давая ему вставить слово.
О КОПИЯХ
В спектакле Чулпан Хаматова из украшений носит только крупные клипсы. Нам нужны были большие внятные клипсы без узнаваемой биографии — никакой иностранной метки или логотипа какого-нибудь бренда. Мы должны были найти клипсы, которые Раиса Максимовна могла купить в Советском Союзе. И мы купили настоящие винтажные, сейчас таких не делают.
Никаких точных копий костюмов Раисы и Михаила Горбачевых мы не делали. Мы даже отказались от идеи делать толщинки — подкладки для увеличения тела, которые встроены в костюм. Конечно, Горбачев крупнее Миронова, а у Раисы Максимовны — особенно в узнаваемые годы — совсем не такая тонкая талия, как у Чулпан.
Без тех элементов образа, которые узнаваемым знаком, можно даже сказать мемом, было не обойтись — например, без прически, с которой она появилась на обложке журнала Times. И в своих костюмах мы воссоздавали узнаваемые знаки, а не пытались восстановить подлинный гардероб. Нужно было «гасить» костюмы, чтобы они были только ассоциативными.
Наш спектакль ни в коем случае не нужно рассматривать как костюмированную историю, как в фильмах о советском времени, которые сейчас любят снимать. Мы просто хотели передать дыхание времени.
ОБ ОБРАЗЕ РАИСЫ ГОРБАЧЕВОЙ
У Раисы Максимовны была знаменитая песцовая шуба, которую она заказала, чтобы как-то подготовиться к встрече с модницей Нэнси Рейган. Во втором акте мы повесили на вешалку песцовую шубу, но не такую же, как у Горбачевой. Наша шуба просто напоминает о знаковом предмете гардероба Раисы Максимовны, но не является ее копией. Так же мы подходили ко всем нарядам спектакля.
Когда Горбачевы приехали в Москву, Раиса Максимовна переоделась в униформу. Это был советский закрытый «мужской» костюм, обязательно закрывающий колено. Наверное, Горбачевы были вынуждены так одеться, чтобы стать своими среди членов Политбюро. Страсть к этим костюмам у Раисы Горбачевой осталась на всю жизнь.
Советская мода всегда существовала вопреки, а не благодаря: у нее был какой-то особый ущербный оттенок. Мировая мода практически прошла мимо Советского Союза, до которого доносились отголоски: кто-то что-то увидел в кино, захотел повторить и сшил как смог.
Раисе Горбачевой отшивали комплекты Пьер Карден и Ив Сен-Лоран, но она не была такой иконой стиля на Западе. Она отшивала все в Доме моды на Кузнецком Мосту, у нее не было никаких западных вещей. Все шубы, все костюмы создавали у нас, и восторга на Западе они не вызывали. Положа руку на сердце, Раиса Горбачева была женщиной с обложки Burda.
В спектакле показана не свадьба, а скорее намек на нее. Фотографий со свадьбы Горбачевых не сохранилось, и мы ориентировались на свадьбу Валентины Терешковой. Вместо платья на Чулпан — нижняя юбка, фата и обувь, которую она одолжила у подруги, потому что на туфли не хватило денег. Обувь мы заказывали по образцам. У Чулпан стандартная нога. Сначала я думала, что получится купить настоящие туфли тех времен, но их было сложно найти. В 1960-х классическая свадебная шпилька никогда не была выше 7 сантиметров. Чулпан, поскольку у нее рост все-таки не очень большой, предпочитала шпильку 9 сантиметров. Нам пришлось специально вытачивать каблук и долго искать колодку, чтобы сделать классические советские шпильки.
Она следила за модой настолько, насколько это было возможно. Тогда было не принято, чтобы жена руководителя края была модницей. Во время выходов в народ Раиса Горбачева старалась не раздражать людей — и одеваться чуть лучше, чем все остальные. Это касается и пошива, и тканей, и силуэта. Поэтому и цвета нарядов мы решили сократить до минимума: все костюмы в спектакле — серые за исключением свадебного белого платья, блузки ее любимого брусничного цвета и голубого платья.
Когда Горбачевы приехали в Москву, Раиса Максимовна переоделась в униформу. Это был советский закрытый «мужской» костюм, обязательно закрывающий колено. Наверное, Горбачевы были вынуждены так одеться, чтобы стать своими среди членов Политбюро. Страсть к этим костюмам у Раисы Горбачевой осталась на всю жизнь.
О КОСТЮМАХ
Момент, когда Михаил Горбачев встречает в МГУ Раису Максимовну — главный в спектакле. Чтобы передать стилистику того времени, мы рассматривали фотографии студентов МГУ 1950-х. Костюмы с широкими плечами, кучерявые волосы, обязательно откинутые со лба, платочек, перчатки, ботики — это набор, который точно мог встретиться у любой студентки, которая училась в это время в Москве.
В самом начале сцена представляет собой гримерку, а Чулпан Хаматова и Евгений Миронов репетируют, пытаются повторить говор Горбачевых. Спектакль начинается не с костюмов Горбачевых, зато потом их будет огромное количество — больше 20, и каждый относится к определенному периоду: детству, студенчеству, жизни в Ставрополье, где они прожили 20 лет, и в Москве, уже после правления Горбачева. И для некоторых из них у нас есть несколько вариантов. Например, мы до сих пор не можем определиться с голубым платьем. Есть шифоновое, а есть вискозное в горошек. Актеры выбирают наряды в зависимости от своего настроения. В дальнейшем костюмы еще будут меняться, и так спектакль продолжит жить.
О ДЕТАЛЯХ
В театре все костюмы делаются для зрителей. Если они не увидят подкладку, значит, на ее месте можно поставить какую-нибудь дешевую синтетическую ткань. Но в этом спектакле мы уделили внимание деталям, и зрители это видят. Я сейчас получаю много откликов, люди говорят: «О, варежка Раисы Горбачевой прямо как у моей мамы». В советское время все хотели выглядеть как барышни из сериала «Династия» — отсюда начесы, яркие помады. В сумочке Раисы, которая стоит на гримировальном столике на сцене, есть ленинградская тушь, на которую нужно поплевать, чтобы нанести на ресницы. На гримировальном столике лежит косметический набор Раисы Максимовны, правда, она им не пользуется.