Касса  +7 (495) 629 37 39

23 апреля Вильяму нашему дорогому Шекспиру могло бы исполниться 450 лет. По этому случаю в Театре Наций приготовили совместный проект с Московским Музеем Современного Искусства.
В спектакле «Шекспир. Лабиринт», который и спектаклем-то назвать трудно, так тесно в нем сплетаются современное искусство и театр, свой взгляд на произведение классика представляют 8 команд режиссеров и художников, проводя зрителей по уникальной экскурсии, в которой использовано все пространство театра, переделанное под лабиринт.
В лабиринте – сплетение жанров: кукольный театр, site specific, опера, танец, драматический театр, инсталляции. Описывать все бесполезно, ибо это надо видеть и слышать. Ужаснуться Леди Макбет, пытающейся смыть кровь с валяющихся на кафеле окровавленных рук, запить томатным соком-кровью пирожки с начинкой из жертв пьес «Тит Андронник», послушать в темноте стихотворение Шаламова про Фортинбраса, а потом увидеть самого героя, продегустировать яды из шекспировских пьес, узнать, что из 154 сонетов 21 был посвящен брюнетке, а 126 — блондину и, словно мозаику, собрать свой взгляд на лабиринт Шекспира.
Мы же решили попросить рассказать о своем Шекспире создателей спектакля. Рассуждали Галя Солодовникова, художник всего проекта «Шекспир. Лабиринт /Путешествие по театру» и Дмитрий Волкострелов, режиссер постановки «Фортинбрас»/

Галя Солодовникова
О проекте «Шекспир. Лабиринт»

Мы с режиссером Филиппом Григорьяном работали скорее как кураторы: к нам приходили режиссеры и художники со своими идеями, отталкиваясь от которых, мы придумывали «подводки», помогающие соединить все в единое целое. Поэтому наша задача была - совместить фрагменты, созданные разными авторами, создать единое путешествие. Но все равно наши гости понимают, что это не единое произведение, а коллаж из разножанровых и разностилевых постановок разных авторов, несвязанных между собой ничем, кроме Шекспира.


А был ли Шекспир?

Пока я занималась проектом, то узнала столько всего, что даже не могла себе представить объем этой информации.
И чем больше смотришь научно-популярных работ, документальных фильмов, слушаешь разных шекспироведов, тем больше у тебя появляется вопросов…
Сегодня страсти по шекспировскому вопросу не утихают. Все, кто начинает исследовать этот вопрос, понимают, что очень сложно представить человека из неэлитарного общества, вышедшего из простой семьи, где отец – перчаточник, а мать – дочь фермера.

Трудно поверить, что у них родился такой гений, который знал итальянский, французский, латынь, диалекты разных слоев общества…
Шекспир слишком много знал для одного человека. Чтобы знать все это, надо получить образование, какое не получили другие. Иначе как бы этот человек писал произведения, обогатившие английский язык настолько, что английский Шекспира – эталонный? Потому для меня главная загадка – существовал ли этот человек, которого нам демонстрируют как Шекспира. Написал ли он эти произведения, или это были Елизавета I, Томас Мор, кто-то еще…
Был это кто-то один или существовало тайное общество?

Произведение Шекспира, которое нужно прочитать всем
«Гамлет». Однозначно

Самое любимое произведение из Шекспира
На данном этапе - «Буря», я много работала с ней. Это очень вдохновляющая пьеса .

Самое нелюбимое произведение из Шекспира
Нет такого.

Если бы Шекспир жил сегодня…
Сегодняшнему театру Шекспир интересен тем, что мы можем деконструировать его произведения, разбирать их на запчасти и снова собирать, расшифровывать клубки цитат...
Если бы Шекспир жил сегодня, сложно сказать, что бы он писал и писал ли вообще – может, он был бы современным художником и делал инсталляции, не через текст, а как-то по-другому доносил бы смыслы до людей.

Дмитрий Волкострелов

О «Фортинбрасе»
Эта интересная персона, странное зеркало Гамлета …Давно, когда только придумывали проект и хотели составить его по высказываниям героев и персонажей, я сразу подумал про Фортинбраса. Идея поменялась, а интерес к этому герою у меня остался.
Потом я нашел стихотворение Шаламова, интересное размышлением о личности, человеке, роли художественности в жизни человека в жизни каждого человека…Текст этот произносит великий человек, Валерий Николаевич Галендеев, замхудрука петербуржского Малого драматического театра, педагог, который занимается сценической речью больше 50 лет…Я набрался наглости и попросил его прочесть это стихотворение и, мне кажется, такого звучания этого текста еще не было…
Сегодня так читать не умеют.

А был ли Шекспир?
Но в книге Питера Акройда я встретил невероятное доказательство существования Шекспира. Там перечислены названия всего, что росло в районе Стратфорда-на-Эйвоне – деревьев, цветов и т.д. Список длинный, но примечательно, что у Шекспира во всех произведениях есть только эти растения, и нет никаких других.
Для меня эта деталь – доказательство того, что Шекспир был. И удивительно, что уехав совсем юным из Стратфорда, Шекспир помнил все, что росло в окрестностях города.

Произведение Шекспира, которое нужно прочитать всем
Я не буду оригинален. Это «Гамлет», потому что герой этой трагедии - рефлексирующий человек, что редкость по нынешним временам. Сегодня мы все реже сталкиваемся с рефлексией, а без нее сложно, даже невозможно…

Самое любимое произведение из Шекспира
Сложный вопрос. В каждом есть что-то важное. «Гамлета» я перечитывал много раз, много всего связано с Макбетом…С комедиями мне сложнее – но это, наверно, просто какое-то мое личное восприятие.

Самое нелюбимое произведение Шекспира
В отношении шекспировских текстов нельзя рассуждать в категориях «люблю-не люблю». Если будешь работать с Шекспиром, ты его полюбишь, потому что там есть, что любить, просто надо захотеть
Адекватность героев Шекспира («Одних самоубийц у Шекспира больше десятка: Брут, Клеопатра, Гонерилья, Джульетта, Ромео, Тимон Афинский, леди Макбет, Офелия, Отелло» - звучит во время путешествия по лабиринту Шекспира)
Отвечу историей. В 1968 году произошла демонстрация советских диссидентов, после которой одну из ее участников, Наталью Горбаневскую, отправили к психиатру, поставившему диагноз - вялотекущая шизофрения. И потом об этом Наталья Евеньевна написала: «Я подумала, что у каждого приличного человека может быть такой диагноз». Мне кажется, с героями Шекспира нечто похожее.