Самые интересные театральные премьеры октября
В нынешней ситуации, когда столичным театрам и так нелегко, рука не поднимается критиковать малоудачные премьеры. Тем более что в октябре в Москве были представлены, без преувеличения, выдающиеся спектакли. Театральный критик Влад Васюхин выбрал для «Известий» самые значимые из них.
«Горбачёв» Театр наций
Долгожданная и всё равно неожиданная работа. После триумфа «Рассказов Шукшина» Евгений Миронов и Чулпан Хаматова мечтали снова поработать с Алвисом Херманисом, а российская публика годами летала в другие страны на спектакли этого талантливого латвийского режиссера (прежде всего с участием «невозвращенца» Михаила Барышникова). И вот спустя 12 лет — новый спектакль Херманиса на московской сцене.
По правде сказать, называться это пронзительное и камерное зрелище должно иначе — «Горбачёвы». Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна здесь вполне равноправные главные, они же единственные, герои, а виртуозно сыгравшие их Миронов и Хаматова существуют на паритетных началах. Но спектакль явно задумывался с расчетом на зарубежные гастроли, где на афише будет написано понятное всем Gorbi. Впрочем, в «Горбачёве» много деталей, нюансов и мелочей, понятных лишь людям с советским прошлым, иностранец их не считает.
Утверждать, будто спектакль Театра Наций только про Горбачёвых и их окружение, тоже не совсем верно. Он — и про актеров, играющих первого и последнего президента и его супругу. Неслучайно на сцене выстроена гримерка, где Евгений и Чулпан не только молниеносно, как некогда Аркадий Райкин, гримируются и переодеваются почти на глазах у зрителей, но и подыскивают интонации, жесты, мимику.
Херманис сам сочинил пьесу на основе воспоминаний главных героев и другого документального материала. Это пазл из былей и анекдотов, семейный альбом, где на первом плане — любовь, а уже на втором — политика и всё остальное.
И, разумеется, этот сделанный с симпатией и сочувствием к чете Горбачёвых спектакль — никакой не панегирик, не памятник и не медаль бывшему генсеку и президенту. И уж тем более это не «удар по исторической памяти», как заявили в своем письме в Министерство культуры «Коммунисты России».