Касса  +7 (495) 629 37 39

Участие Владимира Мишукова в фотосессии со Стасей Милославской к премьере спектакля "Покорность", которая состоится сегодня, 10 марта, и завтра в Театре Наций, позволило нам поговорить на откровенные темы с актером, ставшим секс-символом российского кино.

Окончив Российский институт театрального искусства по специальности "актер театра и кино", три года отыграв в дипломном спектакле, Владимир Мишуков ушел из профессии. До 44 лет он был успешным фотографом — сотрудничал со всеми самыми главными глянцевыми изданиями, организовывал выставки, издавал фотографические альбомы. Даже в кино он участвовал сначала как фотограф. Его друг Андрей Звягинцев попросил сделать кадры для фильма "Возвращение": снимки, которые вы видите в конце ленты перед титрами, — дело рук Мишукова.

После 42 к нему вернулось ­желание играть. Он дебютировал в двух картинах — "Зимний путь" Сергея Тарамаева и Любови Львовой и "Дочь" Натальи Назаровой и Александра Касаткина. Дальше начался творческий поиск, последовали разные роли — корректор, авиаконструктор, адвокат и даже маньяк… А вот ближе к 50 к нему пришел настоящий успех, причем с провокационным  эротическим — подтекстом: в "Рыбе-Мечте" Антона Бильжо его герой влюб­ляется в русалку, в фильме "Слоны могут играть в футбол" Михаила Сегала он проявляет интерес к молодым девушкам, в скандальном сериале "Содержанки" Константина Богомолова Владимир превратился в любителя жесткого секса, а теперь с 10 марта Мишуков будет играть на сцене Театра Наций в спектакле "Покорность" Талгата Баталова по одноименному роману Мишеля Уэльбека профессора Сорбонны Франсуа, страдающего от кризиса среднего возраста и вступающего в беспорядочные связи со студентками. Одну из них сыграла Стася Милославская. И хотя у нее не так много опыта в интимных сценах, Мишуков уверяет, что ему не пришлось ее раскрепощать. Актер сам над собой смеется: "Забавно, что в 50 за мной закрепилось амплуа героя-любовника".
Стася Милославская и Владимир Мишуков в специальной фотосессии к спектаклю "Покорность"


Владимир, некоторые назы­вают вас современным секс-символом, хотя в обычной жизни вы примерный семьянин: много лет в браке, четверо детей, на родах которых вы присутствовали…

Ну какой я секс-символ? Нос крючком, глаза торчком, лысина… Брэд Питт удивился бы, если бы ему сказали про меня. Но, видимо, кому-то нужно кого-то называть секс-символом. Интересно, что это ко мне прилепляется не в 25, а в 50. А по поводу семьи… Да, в рождении детей принимал активное участие. Мальчики появились на свет в роддоме, а девочки — дома. Первую я сам принимал. Акушерка опаздывала, и мне ничего не оставалось, как сделать это самому, перерезать пуповину. Признаться, внутренне я был готов к подобному повороту, мысленно отправлял запрос во Вселенную. Более того, я не понимаю, почему, если ты участвуешь в приятной части — в зачатии, нужно избегать более сложную. Странно после этого "отваливаться" и делать вид, что ты к этому не имеешь никакого отношения.

Многие мужчины боятся упасть в обморок. 

Вранье! (Тут Мишуков использовал более сильное слово. — Ред.) Так и напишите! Для homo sapiens важно быть в партнерстве. Мужчины придумали кое-что действительно отвратительное — войну. Когда кишки в окопах вперемешку с глиной и тушенкой. Вот это мерзость. Ничего — выживали, побеждали. А здесь увидел кровь и упал?.. В жизни не существует ничего красивее, чем рождение ребенка от женщины, которую ты любишь.

И желание после этого не пропадает?

Нет, ведь секс в первую очередь в воображении, ты вступаешь в половую связь не столько с другим человеком, сколько с самим собой, с нейронами своего мозга.
"Перед сексом, как и перед смертью, все равны, олигарху в постели деньги не помогут, а вот бомж может удивить способностями"

Вы живете с одной женщиной уже много лет, женаты с 1994 года.

Нет, уже нет. Мы развелись три года назад. Прожили в браке 23 года. Вы первое издание, кому я об этом сообщаю. Потому что прошло уже достаточно времени после развода…

Общаетесь?

Нет. Только через детей. Они уже почти все выросли, становятся самостоятельными.

Трудно?

Да. Два года я переживал расставание. Мне тяжело это далось.

Почему разошлись?

Мы перестали понимать друг друга.

Вступили в новые отношения?

Нет. Мне трудно было это сделать, потому что внутренне я был не освобожден от прежних. И постоянно испытывал флешбэки — такие сильные откаты назад. Лишь прошлым летом я почувствовал освобождение от предыдущего опыта, который был связан с семьей. И наконец смог открыться человеку, чувства к которому долго сдерживал, два года блокировал развитие наших отношений. Но к этому моменту человек уже…

Перегорел?

Это не то слово… Хотя вы так и напишете.

А почему я должна искать за вас ваши слова?

Вы не должны за меня их искать. Просто мне до сих пор тяжело, я не пришел в норму…

В таком "разобранном" состоянии вы взялись за роль Франсуа в "Покорности", потому что он тоже проживает кризис в книге, и вас это сближает с ним, верно?

Да. У меня был сложный период осенью. Мне всегда казалось, что все можно преодолеть. Но тут я чуть не сломался. Просто представьте — всё одновременно: девушка, которой наконец открылось мое сердце, отвергла меня; младшая дочка сломала челюсть в трех местах во время падения на тренировке по спортивному рок-н-роллу; у мамы обнаружился рак, она заболела, а потом умерла, я похоронил ее в ноябре... Одиночество прибило меня к земле. Друзья были рядом и отмечали, что я сам на себя не похож. И вот в таком состоянии я читаю пьесу, в которой мне режиссер Талгат Баталов, талантливый, дерзкий и глубокий молодой человек, предложил сыграть главную роль. Читаю и отмечаю, что обстоятельства и внутреннее состояние героя очень схожи с моими. У Франсуа тоже мама умирает, с девушкой расстался…
"Я сразу понял, что мы сработаемся со Стасей Милославской. Она вдумчивый, внимательный, чувствительный партнер. Работать с ней одно удовольствие"

Если говорить о сексуальности в контексте "Покорности", меня зацепили слова вашего героя: "Старение мужчины медленно снижает эротический потенциал, а у женщин крушение происходит стремительно, всего за несколько лет, а то и месяцев". Я догадываюсь, что Мишель Уэльбек может это говорить не всерьез, а для провокации… Мне казалось, что у женщин как раз наоборот. Что вы обо всем этом думаете? 

Понимаю, почему цепляет, но, если честно, мне кажется, что в этом есть доля правды. По моим наблюдениям, женщины после 40 становятся более чувственны, открывают в себе новые грани сексуальности, ну если подключают интеллект. Тут важно отказаться от вериг, которые тебя сковывают, и освободиться от некоторых понятий, навязанных обществом. Думаю, Уэльбек говорит о том, что у женщин желание сопряжено с биологической функцией, у которой есть предел. Просто природа немного успокаивает ее, когда женщина производит на свет другую жизнь. Мужчина, может, был бы и рад разродиться, но не может, поэтому он и мается всю жизнь и чего-то вечно ищет. Он пытается найти в материальном мире какие-то воплощения, которые бы его выражали в полной мере. Но это все равно никогда не будет приближено к тому, что испытывает женщина, когда рожает ребенка. Если резюмировать эту тему, мне кажется, что женщина никогда не поймет мужчину, а мужчина — жен­щину. Из-за разности биологического устройства.

Я прочла много ваших интервью. Мне кажется, вы неплохо понимаете женщин.

У меня две дочки. (Улыбается.) Было время понаблюдать за ними. В их детстве куда я с ними только не ходил — в кинотеатры, театры, концертные залы, стадионы, музеи. И везде сталкивался с одной и той же проблемой — с огромными очередями в женские туалеты. Так вот, мои девочки никогда не стояли в этих очередях. Я всегда водил их в кабинки мужских уборных. Если бы я стал президентом, первый мой указ был бы о реконструкции общественных женских туалетов по всей стране. Мне стыдно наблюдать, как во время антракта в театре женщины вместо того, чтобы пойти в буфет, стоят в длиннющих очередях. Некоторые из них еле поспевают в зал к третьему звонку. XXI век на дворе, а уборные до сих пор проектируются по тому же принципу — одинаковое количество кабинок. Почему нельзя их делать в женском больше, чем в мужском? Понятно же, что потребности у мужчин и женщин разные. Значит, и разные должны быть условия для удовлетворения этих потребностей. Но проектируют и строят здания в основном мужчины, которые, видимо, не хотят об этом думать.

Можно ли вас назвать феминистом?

Я ничего не понимаю в феминизме, но поддерживаю движение. Оно в России еще только формируется. И конечно, всякий активизм не бывает без перегибов. Но я понимаю женщин, которые отстаивают свои элементарные права. Вся история человечества, как мне кажется, зиждется на подавлении женщины мужчиной. Терпеть это больше нельзя. Современные технологии позволяют женщине не быть замужем в привычном понимании этого слова. Женщина может сама себя обеспечивать, может родить сама — для этого ей просто нужно пойти в банк спермы, воспитывать детей тоже может сама. Женщина может жить без мужчины. Не выживать, а нормально жить.
"С кем бы ты ни вступал в сексуальную связь, ты всегда так или иначе встречаешься с самим собой, со своим мозгом"

Как все это влияет на институт брака?

Надеюсь, положительно. Брак в сознании современного человека, как мне кажется, уже не может строиться на постулатах патриархального порядка. По моим ощущениям, наступает время равносущностных отношений между женщинами и мужчинами, которое, естественно, готовы принять не все.

Все гадают, в чем секрет сексуальности Мишукова в кино, не могут понять, чем вы цепляете…

Сам не могу этого понять. Я не ставил себе цель занять территорию мачообразного самца.

Мне кажется, я нашла разгадку. Мое предположение таково: 23 года у вас был один партнер, верно?

Да.

За эти годы вас наверняка посещали различные фантазии. Сейчас, освободившись, вы реализуете их на экране. Вы вкладываете освобожденную энергию в своих персонажей.

Вероятно, вы правы. На меня больше не действуют все эти табу, я сам себя перестал сдерживать. Теперь я исследую сексуальность на территории актерской профессии. И честен с самим собой. Я не думаю о том, что подумают и скажут обо мне другие.

Вы смотрите порно?

Мне трудно представить сейчас взрослого человека, который, живя в эпоху стремительного развития порноиндустрии, не заглянет на какой-нибудь сайт порнографического содержания. Да, я посматриваю. Для меня это носит психотерапевтический, антропологический и просветительский характер. Бывает, нужно просто сбросить напряжение, потому что рядом может не оказаться человека, на которого бы ты смог излить свою накопившуюся сексуальную энергию. Подходить к порно с критериями морально-нравственного императива, думаю, не стоит. Это жизнь тела. Люди всегда этим занимались, просто сейчас благодаря техническому прогрессу процесс фиксации и распространения стал более демократичным. Не надо ходить в видеопрокат и краснеть перед продавцом. Хочешь — смотри, хочешь — не смотри. Это вопрос личных эстетических и этических норм, которые каждый определяет себе сам.

Большинство актеров в киноиндустрии стесняются говорить о сексуальных сценах. Отмахиваются: это просто работа. Но только не вы. Почему?

Для меня важна правда. Но это не значит, что я на площадке ­реально занимаюсь сексом... ­Любовью? Сношаюсь? Не понимаю, как можно заниматься любовью… Все слова не те. Вот у нас в кино чаще всего действительно занимаются любовью, поэтому все так неестественно и неправдоподобно. Любовью заниматься нельзя! Любовью можно только любить. А секс в реальной жизни часто неэстетичный, неловкий, нелепый.

А какое слово подходит?

***** — самое верное, но вы его не напечатаете.

Правильно, потому что иначе нам вынесут предупреждение и оштрафуют.

Видите, насколько это запретная территория, даже слов верных нет для того, чтобы описать процесс. Тема еще недостаточно осмыслена в нашем кино. Я пытаюсь существовать правдоподобно, но это все равно имитация.

Как думаете, почему люди стесняются говорить о сексе? Советский флер?

Нет, почему советский? Это тоталитаризм, который был подкрепляем системой власти и религией с давних пор. Нам вдолбили в голову, что тело — это стыдно и грешно. В одной из моих настольных книг — "Голая обезьяна" зоолога Десмонда Морриса, где он объясняет, как люди функционируют с биологической точки зрения, — к человеческому телу иное отношение. Советую прочесть.

Расскажите о той самой знаменитой интимной сцене с Ольгой Сутуловой в сериале "Содержанки". Сейчас легко скачать в Сети и посмотреть порно на любой вкус, где есть всевозможные позы. Почему же тогда эта зарисовка с doggy-style стала так популярна среди русского народа?

Партитуры в сексуальных сценах почти не бывает. Я отчасти срежиссировал ее. Я придумал подойти к сцене секса как к казни, поскольку по сюжету моя экранная жена мне изменила. Я кладу ее голову на край кровати, как на плаху. То есть тут секс как наказание. И мой персонаж удовлетворяет свою потребность, унижая ее.
"Если я убедительно играю секс на экране, это еще не значит, что я и в реальной жизни так же хорош в нем"

Попробуем разобрать успех у женщин вашего героя Глеба Ольховского в "Содержанках".

Сейчас впервые вместе с вами попытаюсь проанализировать персонажа. Даже имея безграничные материальные возможности, ты все равно должен не терять непосредственную связь с миром, должен позволять органам чувств функционировать в полной мере. Когда у тебя много денег, это особенно сложно: вокруг тебя люди, которым все время от тебя что-то нужно. Разобраться, кто из них относится к тебе бескорыстно, а кто ценит тебя за твои материальные активы, почти невозможно. Он находит женщину из другого социального слоя, которая, как ему кажется, способна на неподдельные близкие отношения. Кстати, то, что я на экране убедительно играю сцены секса, вовсе не означает, что я так же хорош в нем и вне экрана. Перед сексом, как и перед смертью, все равны: олигарху в кровати king size деньги не помогут, а вот бомж может удивить эротическим потенциалом в картонной коробке.

Какой бы совет дал пожилой начинающий актер Мишуков молодым, которые хотели бы так же убедительно выглядеть в интимных сценах?

Задумываться о внутреннем образе. Сексуальность идет изнутри. Важно осознать, что без интеллекта и воображения секс с одним и тем же партнером на протяжении многих лет невозможен. Понимание этого поможет не только на экране, но и в жизни. Мне кажется, что своим так называемым успехом на этой территории я обязан Станиславскому: все-таки я не порнографический артист, а актер глубокого проникновения в персонажа. (Улыбается.)