Касса  +7 (495) 629 37 39

25 ноября на цокольном этаже Нового пространства Театра Наций состоялась премьера мультимедийной постановки «Я убил царя». Выбор места неслучайный. Он отсылает к подвалу дома Ипатьевых, где была расстреляна семья Романовых. В деталях рассказываем, что это за спектакль.
Исторический сюжет
В основе спектакля режиссера Михаила Патласова лауреата «Золотой маски» – история расстрела царской семьи Романовых. Главная цель «Я убил царя» – восстановить хронологию событий трагедии XX века и ответить на вопрос: кто же все-таки совершил это преступление? Весь контент спектакля – это подлинные документы и цитаты тех, кто причастен к расстрелу царя и его семьи.

«Вообще история лихо перешагнула эту трагедию, в СССР не было поколения, которое бы чтило память Николая II. Мы не покаялись в самом страшном преступлении XX века – расстреле царской семьи. А сейчас кому каяться? Ведь молодежь путает Николая II с Лениным и Гагариным. Недавно в каком-то интервью я сказал, что Ленин не любил русских. На меня так все накинулись, но ведь это общеизвестная правда. Просто все о ней забыли. И это наше сегодняшнее преступление – забывать о важных страницах истории. Мы хотим о них напомнить».
Евгений Миронов художественный руководитель Театра Наций


Мультимедийный формат
«Я убил царя» – мультимедийный спектакль: перед началом каждому зрителю выдают VR-очки и наушники. Далее вместо традиционного буфета с шампанским и эклерами – инструкция по применению: 15 минут объясняют, как «пользоваться» виртуальной реальностью. После экскурса зрители рассаживаются по залу в хаотичном порядке: определенных мест нет. Стулья специально расставлены друг от друга на безопасном расстоянии, чтобы все могли на них крутиться – 3D постановка обязывает смотреть по сторонам. И еще: спектакль для всех начинается в разное время: все зависит от техники, у кого-то VR-очки сразу показывают нужную картинку, а кому-то приходится их настраивать.


Вся постановка от и до длится 2,5 часа. Создатели же считают, что полутора хватит, чтобы понять основную идею, но обычному зрителю и 20 минут сложно будет просидеть в VR-очках: они довольно тяжелые. Девайс отлично подходит для малометражных постановок, но это однозначно история не для длительных проектов. При этом художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов уверен, что именно очки помогают зрителю быть включенным в историю: «Нам важно, чтобы человек проникся, посидел на неудобном стуле в очках, которые через 20 минут начинают давить на голову, не понимал, в какую сторону смотреть. Все эти раздражающие факторы включают у зрителя эмоции».

Структура спектакля
Как только зритель надевает VR-очки, он попадает в виртуальный колодец (ассоциация с местом, куда бросили тела расстрелянной царской семьи). На его стенах расположены подлинные фотографии мест и реальных людей, связанных с трагедией. За каждый снимком – история, которую режиссер Патласов рассказывает не только с помощью статичных фотокарточек и сухого текста, но и реального спектакля в записи: на видео актеры разыгрывают сцены, которые продолжают сюжет снимков.

Актеры
Актерский состав отбирали по типажам. На кастинге строго отсеивали тех, кто внешне не был похож на своего персонажа. В итоге Николая II сыграл сам Евгений Миронов, цесаревича – 13-летний Иван Щенин, Александру Федоровну – Ольга Белинская, а Свердлова – Леонид Прокофьев.

Смысл названия
В виртуальном спектакле есть сцена, где исполнители приказа спорили, кто первый выстрелил: «Я первый», «Нет я», «Я убил царя». «Они между собой потом еще долго одеяло славы перетягивали. Они гордились этим цинизмом, потому что идеология обязывала. Эти люди – обычные рабочие, а мы все – их дети. Наше общее дело – закрыть этот общенациональный гештальт, который стал информационным генофондом всех, кто вырос в XX веке», – объясняет смысл названия режиссер постановки Михаил Патласов.