Касса  +7 (495) 629 37 39

4. «ДО И ПОСЛЕ»

Театр Наций, Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ, Благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист», Мастерская Дмитрия Брусникина

Постановщик – Дмитрий БРУСНИКИН

«До и после» – продолжение социальной программы Театра Наций, документальный спектакль, сделанный по итогам продолжительных встреч совсем юных брусникинцев с артистами преклонного возраста (на странице проекта упомянуты все герои); по сути, вербатим, серия эскизов, в которых молодые играют стариков – ирают, кстати, с удовольствием, но без нажима, нежно.

Внятный, ясный, не обманчиво простой спектакль даёт пример, насколько оригинальным и глубоким может быть театр прямого высказывания.

Зрителей, собравшихся на первом этаже Нового пространства Театра Наций, студенты Дмитрия Брусникина (те, что участвуют в исполинской «Нации») встречают торжественным хором и нараспев предлагают одним остаться внизу и отведать пирог, другим – сразу подниматься наверх, но, главное, не торопиться. На месте будет понятно, почему. Художник Ксения Перетрухина застроила второй этаж деревянными домиками (внутри аскетичные интерьеры немного, но всегда отличаются друг от друга), на каждом – табличка с именами жильцов: надо позвонить в звонок, хозяева откроют дверь и пригласят на чай или просто посидеть и послушать – истории стариков, рассказанные студентами. Истории равно предсказуемые (воспоминания об общем далёком прекрасном времени во многом уравнивают тексты) и уникальные.

Получается московский хор, в котором отчетливо слышен одинокий голос человека.

В одном домике крутят документальный фильм Дениса Клеблеева с подлинными монологами героев, но туда по замыслу постановщика спектакля Дмитрия Брусникина (замыслу мне, честно говоря, не очень понятному) может войти только один зритель; я, собственно, и не рвался – не хватало еще и в театре кино смотреть (в конце концов, можно попросить у Дениса ссылку). Я вообще честно последовал совету не торопиться – и не прогадал.

Если торопиться, то есть, оперативно перебегать от двери к двери, можно за вечер побывать в гостях у шести артистов, а можно – зависать в созданном Перетрухиной удивительном пространстве, которое только домиками не исчерпывается. Центральную часть занимает стол, за которым в перерывах между походом в гости сидят и пьют чай, слушая, как «взрослые» дамы в черном – уже закончившие Школу-студию МХАТ актрисы Мастерской Брусникина Анастасия Великородная, Марина Васильева и Нина Гусева – читают фрагменты классических пьес, будто гадая на книжных страницах. Можно просто слоняться вокруг да около деревянных стен, наблюдать за незанятыми в данный момент артистами или медитировать, уносясь мыслями в любые дали – это очень уютный, подсвеченный теплым домашним светом мир.

Остановка вне времени, в сумеречной зоне на стыке театра и жизни, реальности и грезы, между текстом и жизнью, игрой и документом.

Хрупкое сочинение, это «До и после», не столько документальный театр, сколько редкий человеческий опыт.