Касса  +7 (495) 629 37 39

В Новом пространстве Театра наций поставили виртуальный спектакль о расстреле царской семьи.

Ни занавеса, ни аплодисментов, ни буфета. Из привычных атрибутов театра – только вешалки. Вместо рядов кресел – вращающиеся стулья вкруг столба-постамента со светящейся головой, расставленные так, чтобы зрители не задевали друг друга. Пространство Театра наций на Страстном называется Новым, но вас ведут в старый мрачноватый подвал. В похожем подвале купеческого дома в Екатеринбурге больше ста лет назад были расстреляны императорская семья и ее ближайшее окружение.


Погружение в виртуальное пространство слегка затягивается – в реальном пространстве приходится отстоять очередь за специальными очками и наушниками. Когда все рассаживаются, водружают очки и преодолевают технические трудности («а у меня не работает!», «а у меня не слышно!», «ой, а куда жать?»), под подвальными сводами наконец воцаряется тишина. Зрелище со стороны презабавное: люди с надвинутыми на глаза VR-очками в полном молчании крутятся на стульях и вращают головами.


А вот как это выглядит изнутри. Вы попадаете в некий вертикальный тоннель, в котором по собственной воле можете свободно перемещаться – хотя Евгений Миронов, сыгравший, разумеется, Николая II, предлагает интерпретировать это пространство как колодец, в который были сброшены останки царской семьи. Интерпретация жуткая, но и сама тема не предполагает особого веселья. Сам спектакль – это удобно расположенный на стенах колодца каталог видеофрагментов: от мирной зарисовки домашнего спектакля в семье царя – до крестного хода в память о ее мученической гибели. Между ними – пара часов видеоматериалов. Чаще всего это документально точные цитаты из переписки, телеграмм и дневниковых записей всех причастных к доставке Романовых в Екатеринбург, их охране, расстрелу и тайному захоронению. Есть и документальные свидетельства – вроде интервью с почти столетним чекистом, оказавшимся в юности во внешней охране Ипатьевского дома.


Все это не статичные говорящие головы. Стилизованные под черно-белые кадры хроники, диалоги и монологи разыгрываются актерами Театра наций, загримированными и одетыми максимально близко к реальным персонажам. Они не только говорят, но и ходят, возникают то там, то тут – так что приходится следовать за ними, поворачиваясь на стуле. Самый мощный момент погружения в эту виртуальную, но довольно осязаемую реальность происходит во фрагменте расстрела: вы буквально находитесь между палачами с одной стороны и жертвами с другой. В какой-то момент замечаете, что не хватает императора, понимаете, что император сейчас – это вы. И тут раздаются выстрелы.


Кстати, вы вовсе не обязаны следовать хронологии: можно «летать» по колодцу, включая фрагменты вполне рандомно. В этом смысле «Я убил царя» режиссера Михаила Патласова напоминает парижскую премьеру «Дау», на которой в специальных кабинах можно было по собственному произволу выбирать эпизоды фильма.


Да, технологию VR уже несколько лет не назвать революционно новой. Но виртуальное погружение – пока самая удачная альтернатива изрядно утомившей иммерсивности.